Выпускная система
Выпуск отработавших газов из двигателя проходит через выпускную систему, и попадает в атмосферу. Лучшая выпускная система, это... её отсутствие. Но по ряду причин она всё же существует.
Во первых - шум, если бы отработавшие газы выходили сразу на улицу, представьте какими звуками наполнился бы город ранним утром, все мы знаем, как рычит автомобиль с дырявым глушителем.
Во вторых, поток горячих выхлопных газов (1000`C и более) всё равно нужно выводить из подкапотного пространства, куда нибудь подальше. А в случае с турбонаддувным двигателем этот поток нужно собрать, и направить прямиком на колесо турбины. Так что без системы выпуска на автомобиле ни как не обойтись.
Как видно на фото (Паук 5-1) - выпускные трубы должны быть равной длинны, без сильных изгибов, иметь достаточный диаметр, в соответствии с проектируемой мощностью двигателя. Равноудалённость труб каждого из цилиндров на выпускном коллекторе ( его ещё называют "паук") необходима для продувки во время перекрытия клапанов на атмосферных моторах, и для снижения обратных толчков из соседних цилиндров. Продувка цилиндров в помощью выпуска выглядит таким образом: выхлопные газы из каждого цилиндра вылетают порциями, "комком". Вылетая со скоростью звука они создают за собой разрежение, вакуум. Если в этот момент приоткрыть впускной клапан, то рабочая смесь принудительно "всасывается" в цилиндр, обеспечивая коэффициент наполнения более 100%. Для получения этого эффекта используются распредвалы с большим перекрытием клапанов, когда фазы впуска и выпуска накладываются друг на друга.
Что означает выпуск 4-2-1 и 4-1 ?
Вариант 4-2-1 означает то, что из четырёх выпускных труб выхлопные газы поступают в две трубы, и далее по системе сходятся в одну. Система имеет эффективность в средней зоне оборотов, и подходит для тюнинга.
Вариант 4-1 эффективен в высокой зоне оборотов, применяется в автоспорте. Все 4 выхода из цилиндров, на определённом удалении сходятся в одну, создавая разрежение в двигателе.
Глушитель спортивных машин (если он вообще присутствует) отличается от глушителя на серийных автомобилях. На серийных машинах в угоду тишине используются многоступенчатые системы а так же катализатор, для снижения токсичности выхлопа и охраны окружающей среды. На высокофорсированных машинах глушитель прямоточный, состоящий из прямой трубы, через множественные отверстия которой, часть отработавших газов стравливается в герметичную "банку", давление на выходе снижается, и соответственно звук. По такому же принципу работает глушитель на оружии у Джеймса Бонда.
Если ваш автомобиль не предназначен для спортивных соревнований, в прямоточном глушителе нет никакого смысла, пожалейте нервы окружающих.
Прямоток эффективен только на очень больших оборотах двигателей в высокой степенью форсировки. На турбонаддувных двигателях прямоток нужен для быстрого выхода газов и раскрутки турбинного колеса, которое кстати само немного снижает уровень шума, выполняя роль глушителя. На 1000 сильных турбо моторах диаметр трубы на протяжении всей выпускной системы достигает 100 мм.